Начало, или что такое "игра на гитаре"
Ну вот
ты и решился - взял в руки гитару. С чего начать? Если у тебя есть
какое-либо музыкальное образование, можешь читать эту статью "по
диагонали" (или вообще не читать), ежели нет - внимай мне. Итак,
начнём мы с освоения самого простого - с устройства гитары, и далее
по нарастающей. Особо распространяться по устройству не буду,
заострю внимание лишь на паре моментов, всё остальное можешь увидеть
на рисунке (прошу прощения за кривоватость - рисовать не обучен ;)).
Устройство гитары
- 1) Лады
- Ладом называются одновременно железная полоска поперёк грифа и
расстояние между соседними полосками.
- 2) Дека
- Декой называются куски фанеры сверху и снизу. Однако ещё декой
называют всю коробку (две деки и обечайка).
- 3) Так называемый "пупок" (не помню классического названия)
- Служит для крепления ремня (наличествует спереди и сзади
обечайки).
Следует упомянуть о способах крепления
грифа - болтом и клеем. Болт хорош тем, что позволяет регулировать
угол наклона грифа относительно деки, однако, как правило,
расстояние между струнами и грифом ладу, эдак, на 12 слишком
большое. Клееный гриф не регулируется, хотя ему это и не надо - всё
уже отрегулировано во время производства. Крученным грифом
отличаются Шиховские (дрова) и Ленинградские (более-менее) гитары.
Классическая испанская гитара с клееным грифом.
Как ты
можешь увидеть, посмотрев на свой инструмент, струны крепятся между
нижним порожком и колками, однако рабочая часть струны (та, что
звучит), называемая мензурой, ограничена верхним и нижним порожками.
Профессиональные музыканты уделяют очень много времени отстройке
мензуры, но нам с тобой это не грозит ещё достаточно долго ;) Скажу
лишь, что мензура отстраивается с расчётом на то, чтобы центр струны
(и самый ярко выраженный флажолет) находился чётко над
12-м ладом (железкой).
СтруныНадо стразу внести ясность в нумерацию струн.
Струны
нумеруются снизу вверх (по расположению, а не по
нотации),
т.е. 1-ая струна - самя тонкая, 6-ая струна - самая толстая.
Как её держатьТут всё просто как банан - правши держат гриф
левой рукой, левши - правой.
ПосадкаРазличают два самых распространённых вида посадки -
классическую и джазово-роковую.
- Классическая посадка заключается в использовании эдакой
приступочки. Левая нога (для правшей) ставится на невысокое
возвышение, гитара кладётся так, чтобы лежала нижней выемкой на
левой ноге, а пупком - на правой. При этом ноги раздвигаются так
широко, как того требует дека (чтобы влезла, и не надо ехидных
смешков :)). Этим достигается большой угол наклона грифа
относительно пола. Под, примерно, таким же углом гитара вешается
на ремне.
- Джазово-роковая
посадка используется гораздо чаще -
закидываем ногу на ногу, кладём гитару нижней выемкой на верхнюю
ногу, гриф практически параллельно полу.
Правая (левая) рукаУточнение: речь идёт о том, как
держать ту руку, которой ты бьёшь по струнам (перебираешь струны),
далее я буду звать её "переборной". Тут правил много, но
советую тебе ими не заморачиваться - держи руку как тебе удобно,
главное - минимум напряжения, иначе минут через 15 игры рука
устанет.
Пальцы переборной рукиТут тоже всё просто - большой палец
отвечает за 6-ую и 5-ую струны, указательный - за 4-ую, средний - за
3-ую, безымянный за 2-ую, а мизинец - за 1-ую струну. Хотя,
справедливости ради, стоит отметить что для удобства игры перебора
не возбраняется двигать пальцы вверх или вниз по "зонам
ответственности". Большинство начинающих гитаристов не используют
мизинец вообще, а напрасно - нужно разрабатывать все пальцы.
Позиции"Что такое позиция?" - спросишь ты. А я отвечу, что
толком-то и не знаю определения. Просто (как и с переборной рукой)
на руке, непосредственно прижимающей струны, нужно использовать
все пальцы (за исключением большого - это уже техника игры на
семиструнке). Номер позиции определяется номером лада, на
котором
струна прижимается указательным пальцем. На следующем ладу струна
должна быть прижата средним, и так далее до мизинца.
Ну вот,
основы я тебе дал, дальше, уж, как-нибудь сам. Остаётся только
пожелать тебе удачи в этом, по началу, нелёгком деле. Главное - не
пасовать перед трудностями, умение придёт с тренировками. До
встречи!
Автор: Сушняк
<str_papa@mail.ru>
<< Остальные
уроки
|